Пусть воюют другие (Овидий)
А мы с вами поговорим о войне
Война — это один из рычагов революционного развития истории. Как известно, есть два пути: эволюция и революция. Как черно и белое, война и мир — эволюция и революция испокон веков спорят о том, чей метод формирования истории эффективнее. Давайте рассмотрим на примере высказываний великих людей суть войны и ее влияния на людей, историю и мир в целом.
В свое время Цицерон заявил: «Если мы хотим пользоваться миром, приходиться сражаться», но ему были неведомы такие критерии, как глобализация, постинформационное общество, перенаселение, нехватка продовольственных ресурсов, сокращение запаса пресной воды. Чего не хватало Цицерону для счастья? Античный мир не предполагал каких-либо серьезных конфликтов — все действия решались локально. В мировоззрении древних римлян, конечно, занимало первое место стратегия, война, завоевания и дисциплина, но их рассуждения были направлены не только на изучение исторических аспектов, но и на созерцание, понимание и изучение человеческой души, личности в социальной парадигме, поэтому это изречение я бы смело отнесла к разряду мировоззренческих установок.
Поэт Вергилий как-то сказал: «От войны нельзя ждать никаких благ» и, пожалуй, был как никогда прав. Блага приносит война только в материальном виде и то в карманы тех, кто, словно пешками, руководит людьми, гибнущими не за свои интересы. Вергилий отлично продолжал отстаивать свою позицию рядом других высказываний, среди которых: «Отчего бы нам не жить в мире?». Познакомился бы он со Стендалем, который был уверен, что «всякое восстание против чужеземных захватчиков — дело законное есть и первый долг каждого народа» — да, без сомнений, защищать свою территорию необходимо, когда уже нет другого выхода. Интересно, что бы на это сказал Вергилий, который так сильно желал жить в мире?
Отец патристики, верный приверженец христианской философии, Иоанн Дамаскина, отметил: «Затевающие войну сами попадают в ее сети» — очень похоже на библейские рассказы на манер «не копай другому яму, сам в нее попадешь»? Но, как говориться, во что погружена твоя голова, таковы и твои суждения, тут уже нельзя винить Иоанна Дамаскина в направленности его системы взглядов.
Пожалуй, самое умное, что из всех великих людей, классиков, мыслителей, новаторов и постмодернистов было сказано — это слова Антуана Сент-Экзюпери, который должен знать каждый или хотя бы один раз прочесть за свою жизнь: «Война — это не подвиг, война — это суррогат (клон) подвига. Если в основе подвига лежит богатство связей (как я понимаю, заложенное и приобретенное в последствии), задачи, которые были поставлены и свершения, к которым побуждает, то простая игра в орла или решку (на манер игры с человеческими судьбами) не превратиться в подвиг, даже если поставить на жизнь или на смерть (почет или высокая ставка не изменит низменности самого принципа). Война — это не подвиг. Война — это болезнь, на подобии тифа».
Мир, счастье, братство людей — вот что нужно нам на этом свете!
Марк Твен