Высказывания о Пушкине великих людей

dd2d7fc56bd2eeca8e80957563754b81Об Александре Сергеевиче Пушкине, стержне литературы Серебряного века, невозможно говорить со спокойной душой, вспоминая его напряженную, драматическую жизнь и не менее драматические, глубокие, но оттого такие прекрасные произведения.

Трагический уход стал для многих коллег по цеху ударом, ведь были те, кто вырастал и жил на его творениях, кто-то лично был с ним знаком, а кто-то познакомился спустя столетие, но не менее был очарован великой памятью этого российского поэта.

Анна Ахматова, которая в числе многих своих наставников, поэтических менторов называла и Александра Пушкина, в статье «Слово о Пушкине» написала: «Он победил и время, и пространство». А ведь и правда! На дворе 21 век, а Пушкина не знает только самый ленивый. Он до сих пор владеет нашими душами.

Александр Блок как-то написал такие проникновенные слова об Александре Сергеевиче: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Как много мы знаем имен императоров, полководцев, одиозных личностей, но рядом с ними, такое легкое и звенящее, как век, как время, в котором он жил — имя Пушкин. Жизнь поэта трагическая, тяжела, ведь оттого в искусстве находит он спасенье, но Пушкин так легко и весело нес это бремя, как никто из поэтов более не смог».

«Пушкин погиб не от пули Дантеса. Он погиб от отсутвия воздуха, которым обделяла его культура».

Александр Герцен как-то высказался по поводу происхождения поэта: «Пушкин — до корней своих русский. Он знал все страдания человека цивиллизации, но продолжал верить верой, которой западный человек давно лишился».

Николай Гоголь: «Пушкин, несомненно, опередил свой век. Это лицо российского человека, который только через двести лет к нам явится, к которому мы только стремимся. В Пушкине отображалось все: дыхание русской природы, ее душа, ее чистота, весь русский народ, каким он является — страстным, величавым, неуситчивым».

Для Достоевского Пушкин был чем-то вроде путеводной звезды для многих поколений после. Он выразился весьма лаконично, но не без доли конкретики: «если не было бы Пушкина, не было бы всех талантов, что последовали за ним»,

Александр Солженицын: «Нам передалось не богатство и глубина литературы Пушкина, а его способность показать все так, осветлить все так, как не смог и не может ни один поэт и писатель современности. Трагизм Пушкина был настолько емок, что мог передать всю палитру чувств, нахлынувших эмоций, но не ввести в пучину темени и страдания, а придать какую-то легкую меланхолию, светлую грусть с надеждой на лучшее, что где-то там, все нахлынувшие чувства обретут пункт назначения».

Иван Тургенев обозначал: «…мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин!»