Русская религиозная философия — это направление в истории русской философии на рубеже 19-20 веков. В сегодняшней статье вы узнаете о причинах появления русской религиозной философии, особенностях православного духа, распространения и особенностях. Продолжайте читать, чтобы узнать больше нового.
Русская религиозная философия 19-20 века
Период русской религиозной философии приходится на конец 19 начало 20 века. Истоки русской религиозной философии — это православное, духовное возрождение 18 века. Русская религиозная философия укрепилась во взглядах философов Российской империи и ближайшего зарубежья.
Яркие представители русской религиозной философии 19-20 веков:
- А. Лосев.
- А. Мень.
- С. Аверинцев.
- С. Хоружий.
- В. Соловьев.
- Н. Бердяев.
Как возникла русская религиозная философия 19-20 века?
Толчком к развитию русской религиозной философии послужила полемика 16-18 веков. Суть полемики: иезуиты и русское духовенство (православие) рассматривали литературное наследие, которое и легло в основу нашего направления.
Полемика:
- Московские мартинисты: распространение западноевропейской мысли и литературы.
- Н. Полторацкий: истоки русской религиозной философии.
По мнению Н. Полторацкого, «русская религиозная мысль возникла в России до правления Петра, но окончательно обосновалась на идеях русского православного царства. Н. Бердяев подтверждал, что рассматривать ее, как нечто незначительное нельзя, даже, если она шла в отрыве от западной традиции.
Русская религиозная философия 19-20 века в работах В. Соловьева и Н. Бердяева
Краткая биографическая справка:
В. Соловьев — русский философ. Основные работы: «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра». Первый философ, создавший теософскую систему на базе идей христианства + немецкого идеализма и идей славянофилов.
Русская религиозная философия В. Соловьева
Для В. Соловьева на первом месте было воссоединение христианской церкви. Он рассматривал практическое воплощение своей идеи. Для В. Соловьева имеет, несомненно, великое значение русская религиозная философия. Она противостоит экспансии Запада, где рождается «безбожный человек». Россия, по его мнению, имеет высшее религиозное призвание, проект всемирной теократии, объединении церквей.
В основе русской религиозной философии В. Соловьева лежит идея философского всеединства. Абсолют в его философии мыслится, как всеединое. Бог-Творец — это проявление Абсолюта, который породил мир. Человеку отводиться особая роль в русской религиозной философии — богочеловеческая. Идея человека с высшей ролью, мировой души и Абсолюта выдвигает концепцию цельного познания: философия, как целостное размышление, познание мира, соединение теоретического познания и практики нравственной жизни.
Краткая биографическая справка:
Н. Бердяев — русский философ, яркий представитель серебряного века, родоначальник религиозно-философского возрождения 20 ст. в русской философии. Основные работы: «Философия свободы», «О назначении человека», «Дух и реальность: основы богочеловеческой духовности».
Русская религиозная философия Н. Бердяева
Н. Бердяев продолжает традицию обожествления человека: «бесконечный дух претендует на сверхприродный антропоцентризм, поскольку он создает себя, как абсолютный центр всего бытия, всех миров». Основная категория в философии Н. Бердяева — свобода, имеющая несколько видов: первичная, иррациональная, укорененная в ничто. Свобода, по мнению философа, была и будет — это неизменное и вечное понятие. Она порождает творчество. «Только подлинное творчество свободно». Творческий акт, по мнению философа, самоценен. Он объективирует дух. В творчестве отображается личность творца, поэтому она первичнее бытия, первооснова всего. Это порождает в философии Н. Бердяева субъективный идеализм.