Философия Платона кратко

Plato-raphaelФилософское учение Платона относится к позднему периоду древнегреческой философии. Будучи учеником и последователем Сократа, в качестве основного метода познания Платон использует диалектизм, так что многие из его философских произведений написаны в форме диалогов.

Философию Платона кратко выражает его аллегорический миф о пещере. Миф повествует о людях, прикованных к стене пещеры так, что им видна лишь полоска света, падающего через узкий проход за их спинами. Реальные предметы и события, происходящие снаружи, представляются им в виде причудливых теней на стене. Поскольку это единственное, что они видят, именно образы теней они считают первичными и реальными. Таким образом, Платон показывает, что чувственное восприятие человека может привести к ложному восприятию реальности и потому должно быть отвергнуто в качестве способа познания мира. Бытие он представляет в виде двух взаимосвязанных миров — мира вещей и мира идей. Понятие идеи как некой абсолютной сущности является центральным во всем философском учении Платона. Мир вещей, то есть объекты и явления, воспринимаемые человеком, являются лишь неким искаженным и упрощенным подобием идей и не дают представления об истине. Для познания мира, считает Платон, разуму необходимо освободиться от условностей мышления, накладываемых на него повседневной жизнью, что и является целью философа.

Философское учение Платона о душе кратко сводится к представлению о дуализме. Рассуждая о человеке, Платон считает, что душа и тело соотносятся как идеальное и бренное. Душа является вечной, в своем трактате «Федон» он приводит четыре аргумента в пользу ее бессмертия. Физическое же тело человека неизбежно ожидает гибель. И поскольку душа не может умереть, она либо обретает покой, либо возвращается в других воплощениях на землю. Таким образом, судьба отдельного человека есть лишь отрезок вечного существования души.

Учение о душе приводит Платона к теории государства, в основе которой лежит представление о существовании у нее трех составляющих, для каждой из которых стремление к благу достигается различными путями. Разумное начало души стремится к познанию мира и достигает этого через логические рассуждения, освобожденные от чувственности. Яростное начало направлено на преодоление трудностей, а страстное начало управляет всеми чувственными и низменными порывами человеческого естества. Соответственно, Платон делит всех людей на три класса — в зависимости от того, какое из начал у них преобладает. В стремлении к добродетели каждого из них он видит путь к справедливости и наиболее гармоничной форме существования человеческого общества. Таким образом, идеальным государством по Платону является кастовая социальная структура. На вершине иерархической пирамиды находятся философы, занимающиеся познанием мира, им подчинены воины, а самую низкую нишу занимают труженики, находящие свое благо в смирении. При этом счастье социума как целого Платон ставит выше счастья каждого отдельного индивидуума и поэтому допускает необходимость и неизбежность принесения в жертву малого ради большего. Эта утопическая картина является по своей сути моделью монархического и даже тоталитарного строя, который в различных своих вариациях впоследствии лежал в основе государственности на протяжении многих эпох, особенно средневековой.

Важное место в учении Платона занимает Божественная сила, которая управляет движением в космосе и стремится к восстановлению идеального порядка. Смысл человеческого бытия философ видит в том, чтобы очистить свою душу от суетности, преходящих ценностей и низменных порывов и уподобить ее Божественному началу, достигнув таким образом гармонии с одухотворенной Вселенной.

Философское воззрение Платона, утверждающее первичность духа по отношению к материи, в числе прочих дало начало направлению идеализма в философии, которое затем выразилось в учениях ряда европейских философских школ.