Аристотель из Стагиры стал одним из виднейших ученых и философов античности. Он прославился как систематизатор всех имеющихся знаний о мире. Его трактаты пронизаны любовью ко всему сущему, которое он старательно и скрупулезно описывал. Будучи учеником Платона, он пошел гораздо дальше своего учителя, стал родоначальником целого ряда дисциплин: биологии, физики, логики, политологии.
Об Аристотеле на сегодняшний день известно достаточно много. 20 лет своей жизни — с 17 по 37 год он провел в Платоновской Академии. Там за ним закрепилась кличка «читатель», поскольку в отличие от большинства философов он постигал знания из книг, а не в ходе бесед и размышлений.
Но кроме теоретического освоения материала Аристотелю было свойственно их осмысление, дополнение, переработка. Раздумывая о существовании мира во всех его проявлениях, он называет 4 причины бытия любой вещи или предмета. В своей философии Аристотель кратко и емко описывает эти факторы: материя, форма, причина и цель. Бог, согласно его учению, нематериален, являясь сам перводвигателем. Цели же для каждого субъекта бытия разнятся, высшая цель мироздания — достижения Блага — высшей ценности, описанной Платоном. Цель каждой вещи, включая человека — исполнить свое предназначение максимально полно.
Если говорить о философии Аристотеля кратко, то главными ее чертами можно назвать внимание ученого к реализованному, существующему миру. С этой позиции его часто сравнивают с Платоном, который видел цель земного пребывания человека в стремлении к Божественному, которое оно обозначал категорией «Единое». Считается, что с Аристотеля и его учителя оформилась два пути развития европейской культуры: западный — аристотелизм — с его стремлением познать Бога в этом мире и восточный — платонизм, характеризующийся тягой к возвышенному, неземному.
Это понимание Божественного Аристотелям легло в основу его гносеологии (учения о познания). В отличие от других философских школ (платоники, скептики) он настаивал на познаваемости мира, верности чувственного восприятия. Ощущения, по Аристотелю — есть основа любого суждения. Они проверяются опытом и умозаключениями. Таким образом, от суждений, носящих вероятностный характер, стоит переходить к знанию, являющимся абсолютным. Например, формирования знания о человеке вообще происходит после изучения многих отдельных людей и вычленения общих их черт, наиболее полно характеризующего каждого из них. Идеалом научного знания Аристотель называл физику в отличие от Платона, выше всего ставящего математику. Причина в более практическом, прикладном характере физики.
Особое место в философских воззрениях Аристотеля отводится учению о душе. Он выделял в ней три части: растительную, животную и разумную. По его мнению, только разумная душа обладает бессмертием. В трудах Аристотеля, как и большинства мыслителей античности, отсутствует понятие личности, индивидуальности (Как выработать индивидуальность?). Соответственно, и о личном бессмертии речи не идет. Оно понимается как слияние с абсолютом, Единым.
Хотя, в своем понимании этого мира Аристотель говорил о двух сущностях вещи — первичной и вторичной. Первичная сущность по сути своей и выражает индивидуальность данного предмета. А вторичная — представляет собой обобщение общих его свойств, характерных для группы или, пользуясь терминами античности, «рода».
Аристотель не только структурировал все накопленные в античности знания, его заслуга еще и в том, что он дал возможность наступления новых периодов в философии. На его труды, а также на письма и диалоги Платона опирались теологи средневековья, неоплатоники, а также ученые эпохи Возрождения.