Возрождение — период в истории философии, что припадает на 15-16 века, характеризуется гуманистическими направленностями, отходом от церкви, переключением внимания на светские науки, зарождения практического критерия истины, то есть соотношения опыта и пользы, что породило новую основу методологии естественных наук.
Причиной возникновения философии Возрождения послужили следующие факторы: усиление светской власти на фоне укрепления и централизации европейских государств, снижение зависимости объединений в государстве от Церкви, кризис схоластической философии, деградация ее знаний, научно-технические открытия, которые, явно, разбивали в прах систему христианских учений, великие географические открытия, кризис феодальной системы власти, повышения уровня образования, развитие торговли и ремесла.
В эпоху Возрождения философия акцентировало свое внимание на социальной сфере и месте человека в обществе, происходило возрождение гуманистических ценностей, эстетизма и морали, которые были со времен античной философии, человек рассматривался, как главная идея, суть существования — провозглашался на этом фоне индивидуализм и нивелировалась форма в пользу сути идеи, то есть, к содержанию, в обществе провозглашалась идея социального равенства, а также возвращения к истокам — естественная среда, природа.
Известные философы эпохи Возрождения.
Один из выдающихся представителей Возрождения, Мишель Монтень, в своем научном труде «Опыты» анализировал тонкие, душевные переживания человека. Также философия М. Монтеня пронизана идеей скептицизма — философ не отрицал познаваемость мира, а лишь относился скептически к путям познания природы, считая, что нужно постоянно совершенствовать свое мышление.
Теолог Николай Кузанский крайне четко показывал познаваемую силу человека, цитирую: «человек есть его мозг». Широко распространял свои представления о гелиоцентрической системе вселенной, после чего эти знания повлияли на Джордано Бруно, Галилея и Коперника.
Джордано Бруно — один из известнейших философов эпохи Возрождения. Был приверженцем пантеизма, согласно с которым Бог — это и есть мир. Бог кроется в вещах, по мнению Джордано Бруно, поэтому его не следует искать за границей реального, ведь Бог находиться в природе, он в ней растворен. Впервые в философии именно Джордано Бруно появляется идея монад, которая потом будет развита таким философом, как Ляйбниц. Монада, по мнению Джордано Бруно, это единица сущности, которая объединяет в себе телесное и духовное, то есть является центром для объекта и субъекта. Монада имеет диалектический характер у философа Джордано Бруно. Поскольку монада — это естество всего сущего, то Бог является самой главной монадой, или как называл его Джордано Бруно, Монада монад. Кроме того, этот философ разделял взгляды, как было сказано выше, Николая Кузанского о гелиоцентрической системе небесного устройства, за эти взгляды философ был привселюдно сожжен. Последнее изречение Джордано Бруно было посвящено именно его взглядам: «А все-таки она вертится».
К прочим деятелям и философам, которые оставили значительный философский след в истории становления Возрождения, относятся Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Джироламо Савонарола, Пьетро Помпонацци, Джовани Пико делла Мирандола, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Николай Коперник, Томас Мор, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Парацельс, Франсуа Рабле, Бернардино Телесио, Франсиско Суарес, Галилео Галилей, Томазо Кампанелла, Иоганн Кеплер, Гуго Гроций и прочие.