Основательно затёртым, но от этого не менее изящным и ёмким ответом на вопрос: «В чем заключается свобода?», — является высказывание о том, что вся свобода заключается в той части, которую хотят от неё отнять. Такое абсолютное понимание свободы всеобъемлюще, но может существовать только в краткий миг озарения. В реальной жизни исследование проще всего вести в рамках уже существующей, общеизвестной системы. Попробуем адресовать этот вопрос людям, находящих на разных ступенях пирамиды человеческих потребностей.
Двигаясь от основания к вершине пирамиды Маслоу, начнем с людей находящихся на «физиологическом» уровне. Очевидно, что понятие свободы будет связано, в основном с достижением устойчивого, предсказуемого минимального уровня потребления. Свобода выбора будет отождествляться с совершенно конкретными вещами и людьми, имеющими своё четко определенное предназначение и цену.
На «уровне безопасности» свобода также не выходит за пределы конкретных объектов и понятий. Как ни парадоксально, но в плане понимания личной свободы наблюдается даже некоторый регресс по отношению к базовому уровню. Действительно, определенная логика в том, что в тюрьме может быть безопаснее, чем на воле, существует. Обмен свободы на «стабильность» происходит на этом уровне добровольно и отвечает глубинным потребностям личности.
«Социальный» уровень предполагает вхождение в повседневную жизнь абстрактных понятий связанных со словом свобода. Социальные связи, общение и любовь невозможны без сознательного самоограничения для достижения взаимопонимания с окружающими. Активно познавая других, такой человек столь же активно познает себя, открывая тем самым для себя лично все новые и новые степени свободы. Этот уровень человек проходит в самой активной поре своей жизни и личные постижения хорошо дополняются и структурируются с помощью внешних источников информации, например, философского, религиозного или психологического содержания, за счёт чего достигается кумулятивный эффект.
Достижение «Престижного уровня», как правило, не приводит к более глубокому пониманию свободы. Человек здесь подобен виноделу, который производит для собственного употребления вино на дрожжах «социального» уровня.
И наконец, поведение «творцов», обосновавшихся на «Духовной» вершине пирамиды становиться непредсказуемым. Ответ на вопрос: «В чем заключатся свобода?», — зависит от того, как на этом уровне прошла неизбежная переоценка ценностей. В пределе она может как возвысить человека до уровня абсолютных идей, так и сломать его, выбив у него из под ног табуретку его заблуждений.
Вывод из этого мысленного эксперимента можно сделать такой — по мере продвижения человека по социальной иерархии понятие свободы изменяется и вместе с материальным содержанием оно обрастает всё более сложными абстрактными идеями. Движение по социальной пирамиде идет, в этом смысле, волнообразно. Самым плодотворным периодом является время нахождения на «социальной» ступени. В предельной точке возможен как уровень «просветления», так и жесточайший регресс, примерами которого изобилуют учебники истории.