Рене Декарт (лат. Ренат Картезий, от имени которого и пошло название Картезианской школы) является основателем догматической рационалистической философии.
Рационалистическая философия Декарта основывается на рационалистическом методе, а в основе этого метода лежит сомнение. Декарт рассматривал исходной точкой философии — внутренний опыт человека, а не внешний. Именно поэтому причисляют Декарта к столпам рационалистической философии, а не европейского эмпиризма. Чувственный опыт, а это означает эмпирический, по мнению Декарта всегда сомнительны, его результаты не приносят желаемых ответов. Чувства нас обманывают и существует множество фактов, которые подтверждают этот момент. Исходя из этого, Декарт обозначает, что сомневаться можно во всём вокруг, но факт нашего мышления подвергать сомнению ни в коем случае нельзя, потому что с ним связано убеждение, понимание нашего существования. Ключевой фразой философии Декарта является «Я мыслю, следовательно, я существую», которая обобщает все взгляды знаменитого философа.
В нашем уме находятся все представления о внешнем мире. Там же культивируется представление и природе. Значит, весь протяженный мир, который открывает множеством качеств перед нами, все же, по мнению Декарта, существует. В основе этого мира лежит сущность, которая называется материей (или же телом). Сущность материи лежит в основе единства в протяжности, а не неизменности или твердости. Такое единство образует основу физики.
Философия Декарта оставила след в мировой истории философии именно благодаря методу картезианского сомнения (от лат. Имени философа Картезий). Благодаря сомнению, мы отталкиваемся от всякого чувственного восприятия мира, значит, он, в какой-то степени, нас не обременяет. Благодаря этому, мы можем ничего не принимать за истину и не создавать себе идеалы, конечно, кроме тех аспектов или моментов знания, или явления, которые выдержат напор перед любым рядом сомнений.
Невозможно не упомянуть о заслугах Декарта перед физиологической и психологической антропологией, хотя они и были несовершенны и неоднократно подвергались оспарению. Также Декарт был создателем аналитической геометрии, за что математики, конечно, могут снять шляпу перед умственными достижениями этого философа. Известная книга физиологического содержания под названием «Depassionibus» имеет в своих концепциях потрясающее этическое содержание. В изучении этических концепций, Декарт становится на сторону Аристотеля, а также стоических взглядов. Если рассматривать философию с точки зрения нравственного учения, то Декарт выделил ее главную роль — это благополучие, как пронизывающая составляющая любого философского учения. Создается благополучие благодаря нескольким принципам, таким как последовательная добрая воля, или же добродетелью. Если соединить это учение с картезианским методом, то есть, методом сомнения, как мы выяснили ранее, только благодаря мыслительному процессу, мы можем развить в себе эту добрую волю, осознавая все плюсы добродетели. Для своего времени Декарт был потрясающим, великолепно одаренным философом, чьи труды стали основой для рассуждения, изучения и дальнейшей разработки для многих не менее известных философов и весомых деятелей, которые сформировали основоположные истины.