Индийская философия является одной из самых древних в мире. Её зарождение принято относить к Х—IX вв. до н. э. Древняя индийская философия отличается оригинальностью в толковании духовности, миробытия и понимании божественного. Её возникновению предшествовало длительное развитие культуры. Главная идея философии Древней Индии заключается в том, что мировые процессы могут циклически возобновляться. Все живое — едино, тесно переплетено между собой и способно перетекать из одной формы в другую, переселяясь в оболочку согласно «уровню» благочестия в предыдущей жизни.
Основные исторические периоды древней индийской философии
Познавательный акт в древнеиндийской философии — это ритуальное действие, которое базируется на строгом аскетизме и подвижничестве. Практически все философские тексты написаны на языке учёных и знатоков искусства — санскрите. Древние индийцы верили в гармоничную связь между санскритскими звуками и космическими вибрациями. Санскрит — язык, на котором говорят обитатели райских миров и боги.
В историческом развитии древней индийской философии выделяются три основных периода:
Ведический (XV — VI вв. до н. э.).
Брахмано-Буддийский (с V-го векадо н.э по X век н.э).
Индуистский (с X века по настоящее время).
Становление философских позиций древнеиндийской мысли произошло в конце второго тысячелетия до нашей эры. Ведический период — эпоха, в которую воззрения философии еще не были отделены от мифологических и религиозных взглядов.
Веды (в переводе с санскрита «знание») представляют собой религиозно-философские трактаты, духовные памятники, в которых зафиксированы знания древних индийцев о человеке и богах, представления о социальном устройстве и этических ценностях, о ритуалах и космосе. Некоторые понятия, которые используются в этих священных текстах позже переходят в мировоззрение и философию брахманизма. Веды подразделяются на четыре части:
Самхиты, включающие в себя четыре сборника:
Ригведа — веда гимнов
Яджурведа — сборник жертвенных формул
Самаведа — веда напевов
Атхарваведа — сборник заклинаний
Брахманы («толкования наивысшей сути»)
Араньяки (тексты для скитальцев, размышляющих об истине)
Упанишады («Сокровенное знание»)
В «Ведах» впервые предпринята попытка осмысления действительности, на основе которой появились умозаключения касательно окружающего мира и выделения из него человека.
В Брахмано-Буддийский период происходило формирование главных ортодоксальных и неортодоксальных философских школ или классических даршанов. Процесс протекал в атмосфере острых религиозных споров. Неортодоксальные системы (джайнизм,буддизм, локаята) отрицали единственность авторитета ведических писаний. Вайшешика и ньяйя, йога и санкхья, миманса и веданта — это шесть особо влиятельных ортодоксальных школ, образующие три пары товарищеских учений, которые признают и дополняют важнейшие положения друг друга.
К началу индуистского периода влияние буддийской веры стало намного слабее. Философская деятельность начинает развиваться по большей части в русле индуизма. Ведущими направлениями стали ньяйя и веданта.
Онтология древнеиндийской философии
Для древней философии Индии характерна идея безличного единого начала — Брахмана, который воспринимался как вечная сущность Универсума и подлинный духовный абсолют. Он стоит превыше всяких различий. Для древнеиндийских мыслителей весь материально-чувственный космос вместе с людьми и окружающей природой был проявлениями Брахмана во времени и пространстве с разных сторон. Человек имеет телесную оболочку и сознание, в которое включено несколько разных «Я». Малое «Я» — это физическая материальная составляющая, Абсолютному «Я» дано имя Атман. Древнеиндийскому философскому направлению свойственен принцип равенства между Атманом и Брахманом. Человеческое тело рассматривалось как индивидуализированное субстанциальное воплощение высшего Бога-творца. Подлинная душа человека и его истинное «Я» — это сам Брахман. Однако, люди настолько срослись со своим телесным, земным существованием, что даже не догадываются о тождестве с мировым духом. Цель и смысл жизни каждого человека — совершенствование малого «Я» и восстановление единства с Абсолютом. Это стремление невозможно реализовать в течение одной короткой человеческой жизни. Именно поэтому одной из основ философского учения Индии является теория реинкарнации или переселения душ.
Онтология древней индийской философии опирается на закон Риты. Это так называемая космическая эволюция, порядок, взаимосвязанность и цикличность. Существовала четкая ассоциация между бытием и небытием, выдохом и вдохом Брахмы соответственно. Для жизни Бога-творца отведено сто космических лет. После его смерти наступает абсолютное небытие, которое длится столько же времени до нового рождения Брахмы. Периодическая смена жизни Космоса Абсолютным Небытием — это бесконечный цикл. Заново рождающийся Брахма ничто иное как усовершенствованная форма Бытия. Взаимосвязь мира обусловлена влиянием любого события на жизнь Космоса. Главная цель эволюции — преодолеть страстную природу и приблизиться к Брахману через постоянную смену материальной оболочки.
Древняя индийская философия — это глубина и богатство культурной традиции Индии, история которой охватила более двух с половиной тысячелетий. Своеобразное учение великих мудрецов по сей день оказывает мощное воздействие на духовную жизнь различных цивилизаций.