Философская антропология (от двух областей — философия и антропология) — это философское учение о человеке, его природе и сущности. В более узком смысле философская антропология выступает отдельной школой (направлением) в западноевропейской философии I пол. XX века.
Антропологическая философия (школа/направление) берет свое начало из идей таких философов:
- Философия жизни В. Дильтея;
- Феноменологии Э. Гуссерля;
Задача создания философской антропологии — формирование целостного учения о человеке с помощью наук: психологии, социологии, этологии (генетически обусловленное поведение), биологии, религии и т.д.
Антропологическая философия
Антропологическая философия, как школа, связана с появлением работ М. Шелера «Положение человека в космосе» (1928 г.) и Х. Плеснера «Ступени органического и человек» (1928 г.). Философы рассматривали проблему природы человека через специфическое отличие в способе существования человека и животного. (Корнеев П. В. Современная философская антропология. — М., 1967)
Позднее вышли работы А. Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940 г.), «Первобытный человек и поздняя культура» (1956 г.), П. Лансберга «Введение в филсофскую антропологию» (1934 г.), К. Левит «От Гегеля к Ницше» (1939 г.), Э. Ротхакера «Проблемы культурной антропологии» (1942 г.).
Развитие антропологической философии
Развитие антропологической философской мысли привело к формированию разных подходов к изучению природы человека, его предназначения:
- Биологический (Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, Н. Лосский);
- Символический (М. Элиаде, Ж. Видаль, Ж. Дюран);
- Метаантропологический (М. Шелер, С. Крылова, Н. Хамитов);
В размышлениях о философской антропологии Б. Паскаль предлагает задуматься о том, кого мы имеем ввиду, рассуждая о человеке: «Кого мы имеем ввиду? Александра Македонского или Ньютона, русского или француза, мужчину или женщину, крестьянина или ремесленника? Можно сказать, что человек — это все, кто жил когда-то сейчас» (Паскаль Б. Мысли. М.: 1995 г., с.110).
Проблема человека заключается в том, что он остается один на один с миром, который уже сделался для него несвойственным чужим. И что он ищет? Какие вопросы ставит? Какие цели преследует? То, что он ищет, не включено в этот мир, как отмечает философ М. Бубер. Он ищет Бога, с которым можно было бы общаться, на которого возможно надеяться — ищет опоры и поддержки. В «Проблемах человека» М. Бубер писал: «Но в каждую следующую эпоху одиночество все холоднее и суровее, а спастись от него все труднее. Человеку же приходится в себе самом искать силы и смысл существования, а посему понимать тайну своего существования» (Бубер М. Проблема человека /Я и Ты. М.: 1993.с. 83-87).
Именно антропологическая философия, в срезе вспомогательных областей наук, позволяет, если не отыскать ответ на интересующие вопросы, то хотя бы приблизиться к возможным открытиям. Антропологическая философия нужна человеку, чтобы понимать, кем он был, из чего можно, в индивидуальном порядке, принимать решение, кем же стать, куда двигаться дальше и какова цель движения.