Под термином «античная философия» подразумевается философия Древней Греции и Рима, начиная с 7 столетия до н.э. и заканчивая 529 годом н.э. Античная философия делиться по временным рамкам на такие периоды:
- Натуралистический период, в который входят такие представители, как пифагорейцы, элеаты, ионийцы.
- Гуманистический период — софисты.
- Классический — Аристотель, Платон, Сократ.
- Ранний эллинизм.
- Ранний христианский период — неоплатоники.
- Зарождение монотеистической религии и христианской мысли.
Натуралистический период античной философии занимался рассмотрением вопроса о первоисточнике всего, что есть в мире. Для этого периода и для ее представителей не было характерно изучение этики или эстетики, тем более политических моментов, роли человека и его внутреннего мира. Благодаря этому периоду хороший толчок был дан для изучения и создания точных наук.
Классический период, куда в частности входят такие представители, как Сократ, Платон и Аристотель, направлен на изучения понятия блага, добра и зла, появляются первые мысли об эстетическом познании, соотношении, первые этические принципы также находят свое место в рассмотрении. Также в этот период развиваются и ответвляются две большие школы — платоники и киники (циники).
Философия эллинизма уже пестрит большим разнообразием школ, среди которых скептики, эпикурейцы и стоики, продолжают развитие киники, а также появляются перипатетики. Каждая группа имела свои взгляды на устрои общества, роли человека в нем, на цели человека в жизни, на мотивы его поведения и предназначение в жизни.
Поздний период античной философии передвигает сферу влияние в Древний Рим, который обрел свое могущество в 1 веке до н.э — 5 веке н.э. появляются множество ораторских школ, развивается Поздняя стоическая школа, а также эклектизм и Римский эпикуреизм.
В дальнейшем обществом начинают править идеи неоплатонизма, которые были построены на учении Платона, однако, с некоторыми изменениями. Основатель неоплатонизма, Плотин, пытался найти первоначало создания мира, выработать систему божественных сущностей и найти роль человека в этой всеобъемлющей плеяде. Началось разделение бытия по сферам, в которые входило внутреннее бытие, жизнь, человека, внешнее, то есть, всего, что его окружало, а также понятие вещества.
Человек стал понимать себя, как отдельное существо, но с божественным наполнением. Мир начал восприниматься, как упорядоченное и гармоническое сосредоточение, которое направляется чем-то свыше. Мы можем прослеживать таким образом зачатки влияния на создание христианской мысли, которая вытяжками из предыдущего огромного опыта всей античной философии выделила для себя какие-то центры и вокруг них построила, собрала материал для создания монотеистической религии. Что интересно знать еще, так это различие взглядов Платона и Аристотеля, о которых уже известно, но интерес заключается в том, что платонизм влиял на создание православной ветви в христианской церкви, а учение Аристотеля на ответвление католицизма.