Мотивация в деятельности человека играет определяющую роль. Существует множество видов и теорий мотиваций, которые были основаны в XX веке. Можно насчитать около пятидесяти теорий, многие из которых уже утратили свою актуальность, а некоторые до сегодняшнего дня нередко упоминаются в научных трудах и применяются в практике менеджмента. В психологическом словаре мотивация определена как «направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения».
Выдающийся психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд, известный как основоположник психоанализа, создал основанную на нём теорию мотивации. Мотивация по Фрейду обусловлена бессознательными импульсами индивида. Поведением индивида движут врождённые инстинкты — его физические потребности, которые он стремится удовлетворить. Основные инстинкты в теории мотивации Фрейда — это инстинкты эроса и танатоса. Инстинкт эроса (жизни) обусловлен физиологическими потребностями человека и его половым влечением, а танатоса (смерти) — это противоположность первого, которая может выражаться в агрессии человека, его мазохизме и саморазрушении. Антагонизм этих инстинктов является залогом развития личности (см. всесторонне развитие личности), а также и всего общества. Из этой борьбы человек получает энергию, которая становится его источником энергии.
В теории мотивации Фрейда также говорится о таком понятии как сублимация. Данное понятие связано с направлением энергии индивида в сферы жизнедеятельности, которые не связаны с инстинктами. Например, если индивид не может удовлетворить свою сексуальную потребность, его энергия уходит в другое русло. Это может быть творческая, общественная или политическая деятельность.
После Фрейда за XX век появилось множество других теорий мотивации, которые оказались более применимы на практике. Может быть, на сегодняшний день его теория не столь актуальна, однако именно Зигмунд Фрейд совершил переворот в психологии и оказал значительное влияние на дальнейший ход развития культуры. С теорией Фрейда можно спорить, можно с ней соглашаться, но нельзя не брать её во внимание.