Одним из наиболее интересных подходов к исследованию мотивационной сферы личности является теория, разработанная американским психологом, одним из ярких представителей гуманистического направления в психологии — Абрахамом Маслоу. Его теория относительно проста, универсальна и охватывает весь комплекс личностной мотивации.
Мотивационной теории личности А. Маслоу уделяется внимание в высшей школе. Однако мы уверены, что она представляет интерес для широкого круга людей, которым интересна психология мотивов человека.
Концепция мотивации и личности Абрахама Маслоу основывается на ряде идей о потребностях человека:
- Потребности человека не имеют логического завершения. Как только удовлетворяется одна потребность, тут же появляется другая.
- Для формирования у человека мотива к действию имеют значение только неудовлетворенные потребности. Если потребность удовлетворена, действие не предпринимается.
- Потребности человека имеют свойство выстраиваться в определенном порядке в соответствии с предпочтения конкретной личности. Есть потребности самые главные, менее главные, второстепенные, неважные.
Потребности в соответствии с концепцией мотивации и личности Абрахама Маслоу объединяются в пять групп.
- Потребности тела и физиологии: удовлетворения голода, жажды, сексуальный инстинкт и другие базовые потребности.
- Потребности в безопасности: физической и эмоциональной.
- Потребность принадлежности и любви: платоническая привязанность, духовное единение, дружба;
- Потребность в самоуважении: достижение успеха, автономии, признания;
- Потребность в самоактуализации: стремление к росту, самореализации, самовыражению, креативности.
Эти пять групп составляют пирамиду потребностей, выстраиваются снизу вверх. В соответствии с этим порядком происходит удовлетворение потребностей человека.
Очевидно, что мотивация поведения человека в каждый конкретный момент определяется какой-либо потребностью. Удовлетворяя потребности низшего уровня, человек осознает потребности второго уровня, удовлетворив их, он переходит к потребностям следующего уровня и так далее до пятого уровня.
Для того, чтобы уяснить, как все это работает на практике, приведем следующий условный пример.
Допустим, человек испытывает потребность в еде, он не может в это время думать ни о чем, только об удовлетворении голода, и, соответственно, он мотивирован на поиск пищи. Поев (удовлетворив физиологическую потребность первого уровня), человек переходит к следующему уровню: ему необходимо ощущать безопасность и его действия будут направлены на поиск безопасного места. Важно, что пока человек не удовлетворит эту потребность, он не сможет перейти к следующему уровню мотивации. Но вот у человека есть крыша над головой, и он может не опасаться за свое здоровье. Далее, находясь в покое, человек чувствует потребность в сочувствии и сопереживании, в другом человеке, с которым можно войти в контакт. Человек начинает искать себе компанию. Найдя компанию (удовлетворив потребность третьего уровня), человек начинает испытывать потребность в самоуважении, в том, чтобы компания признала его статус, уделила ему внимание. После того как человек получает уважение других людей, у него появляется самая высокая потребность — потребность в самоактуализации, к реализации себя и своих потенциальных возможностей: производство, ремесло, творчество, все, что угодно. Мотивации на пятом уровне потребностей имеют бесконечное количество вариантов, поэтому достигая уровня самоактуализации, человек начинает бесконечно реализовывать свой внутренний потенциал в тех или иных формах.
Основным вкладом концепции мотивации и личности Абрахама Маслоу является доказательство того, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется какими-либо доминирующими потребностями.
В полном объеме его пятиступенчатая пирамида мотивации работает у личностей, которым свойственно самосовершенствование как главная тенденция их развития. Эти люди, действительно, стремятся к лучшему, и в конечном итоге находят смысл жизни в самореализации. Такой подход свойственен гуманистическому направлению в психологии, которое видит в человеке естественное стремление к добру и совершенству.