Религиозно философские учения древнего Китая

Процесс формирования философско-религиозных учений Древнего Китая начался в VI — V вв. до н. э. Особенностью философии Древнего Китая было то, что она ориентировалась на человеческую личность.

Религиозно — философские учения Древнего Китая

Основные учения Древнего Китая долго сохраняли форму архаичного общинного строя, в которых личность рассматривалась, как органическая принадлежность к общему. Специфические черты антропоцентрической направленности философских учений представлены такими философскими школами, как Конфуцианство, Даосизм, Легизм, Буддизм.

  1. Конфуцианство

Родоначальником философии конфуцианства был государственный политический деятель Кон-фу Цзы (европеизированное Конфуций). Благодаря ему конфуцианство в последствии стало государственной религией Китая.

Основы конфуцианства:

  • Учение чжи го: об упорядочении государства.
  • Учение сюшэнь: о самосовершенствовании человека.

«Великое учение» — канонический текст конфуцианства. В нем были изложены основные понятия, в которые входило достижение «благородного человека», принцип почтительности старших, учение о гуманности. Конфуций рассматривал государство на манер семьи: младшие беспрекословно почитали отца, как главу семейства, а значит государя, как главу страны. Каждый человек должен развивать свои качества для достижения принципа цзюнь-цзы или «благородного человека».

Принципы в учении конфуцианства:

  • Ди — повиновение старшим;
  • Жэнь — гуманность;
  • Ли — почтительность;
  • Чжун — нравственный авторитет (правительства);
  • Вэнь — образованность;
  • Чжен мин — поведение в зависимости от должности и звания;
  1. Даосизм

Даосизм (моизм и чань-буддизм) категорически отличались от конфуцианства. Основатель даосизма Лао-цзы был современником Конфуция. Основы его учения изложены в сборник «Дао-дэ-цзин». Суть даосизма заключалась в Дао, имеющее множество понятий: путь добродетелей, закон человеческого поведения, всемирный закон, путь.

Даосизм не был государственно-политическим учением Древнего Китая в отличии от конфуцианства. Цель учения — достижения личного бессмертия. Дао — путь самоуглубления, духовного очищения.

Основы даосизма:

  • Овладение телесностью через режим питания, физические упражнения, дыхательную гимнастику;
  • Психотехнические приемы самоуглубления;
  • «Недеяние» или созерцание естественного хода событий, чтобы постичь Дао.

Даосизм обращается не к разумному началу, а к инстинктам и эмоциям. Если конфуцианство — активное религиозно-философское учение, то даосизм как раз характеризует его принцип «недеяния».

  • Легизм

Основоположником легизма был Шан-Ян, который разработал весьма деспотичное государственно-правовое учение. Легизм выступал в оппозиции конфуцианства, так как Шан Ян считал, что принцип человеколюбия и есть причиной несостоятельности политики. Последняя не имеет ничего общего с нравственностью — наоборот государство должно вводить политику принуждения.

  1. Буддизм

Буддизм стал мировой религией. Ответвление буддизма в китайской религиозно-философской теории — чань-буддизм в переводе означает «медитация». Он стал одной из самых примечательных школ. Известный основоположник буддизма Бодхидзарма (Будда) видел цель буддизма в медитации для раскрытия человека. Конечная цель практики буддизма — просветление.