Материя и сознание — что первично? Спор о материализме и идеализме. Материализм и идеализм в философии древнего мира. Фундаментальные вопросы философии.
Материализм и идеализм в философии Древнего мира
В философии Древнего мира зародились фундаментальные вопросы о бытии, первоисточниках мира, соотношении материи и мысли. Последний породил два направления — материализм и идеализм, а также дуализм, как синкретичное направление. Мыслители разных эпох искали ответ на вопрос: Что первично — материя или сознание? В зависимости от аргументов и теории познании они формировали свои материалистичные или же идеалистичные представления о мире, развертывая философское учение в соответствующей плоскости.
Материя и сознание — основы философского направления
Философский материализм — направление, считающее основоположным в формировании мира и дальнейшего развития всего сущего материю, отдавая идеальному мир — дух, сознание, эйдос, — вторичную позицию. Постулат материализма: сознание — это продукт материи.
Материализм в Древнем мире
В Древнем мире существовал наивный материализм. Его представители: Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит. Мыслители признавали первичность материи, подразумевая природные, физические ее проявления. Вторичность сознания кажется с точки зрения наивного материализма вполне резонной: природа — первична, а сознание — результат возникновения материального мира и биологического разнообразия.
Материализм в философии Древнего мира: сущее, как первопричина бытия
- Фалес — первопричина вода;
- Анаксимен — воздух;
- Гераклит — огонь;
- Демокрит — атомистический материализм: атомы;
Развитие материалистической теории в философии позволила мыслителям перейти от наивного объяснения возникновения жизни, ссылаясь на окружающую среду, к метафизической теории материализма и первичности материи. Свое развитие метафизический материализм получил в 18 веке Дидро, Гельвецием, Ламетри, и в 19 веке диалектическим материализмом марксистов.
Благотворное влияние материализма в философии: развитие научного метода, человеческого труда/ практики, производственных сил.
Идеализм в Древнем мире
Теория идеалистического представления о мире берет начало из философских взглядов Сократа, Платона, затем неоплатоников. Первичность в идеализме принадлежит нематериальному, духовному, эйдентичному, что приближает идеализм к религиозным концепциям. Идеализм подразделяется на объективный — наличие всеобщего, безличного духа, как созидательной силы (Платон), и субъективный — формирование представлений о мире на основе индивидуального, субъективного представления: свойства зависят от отношения человека (позднее — Беркли).
Помимо объективного и субъективного идеализма в философии выделяются иррационалистический и рационалистический идеализм. Рационалистический идеализм: познание мира возможно с помощью разума — панлогизм или окружающий мир, как воплощение разума (Гегель). Иррационалистический идеализм: невозможность постижения мира разумным путем. На первый план выходят вера, инстинкт.
Дуализм в философии Древнего мира
Материалисты ссылались на первичность материи, как основного «элемента» строения мира, независящей от сознания, но в их философских взглядах имелся недочет: они не могли описать взаимоотношения объектов и образов, то есть наличного бытия и мышления. Идеалисты, учитывающие этот пробел, утверждали, что идея первична, как связующее звено и первопричина появления объектов или материального мира.
Аристотель, рассмотрев аргументы обоих древних философских школ, пришел к мнению о несовершенстве теорий и поставил вопрос об идеализме и материализме в основу теории познания. По его мнению, бытие неразделимо — его попросту нельзя делить на две части: идея и объекты. Идеи — это образы действительности. Они не могут существовать сами по себе. Материя в философии Аристотеля предстает в абстрактно-логической форме, как материя вообще, а не присущая объективной реальности.