Антропологический материализм — термин, произошедший от немецких понятий «Materialismus» и «Аnthropologischer». Детальнее о антропологическом материализме в философии, родоначальнике термина и влиянии на философию науки в сегодняшней статье.
Антропологически материализм в философии
В философии материализм антропологический — это вид материализма, который базируется на понятиях о человеке, как основной мировоззренческой категории. Антропологический материализм манифестирует главенствующую позицию человека, от которой прорабатывается система представлений о природе, социуме, мышлении.
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Термин «антропологический материализм» можно встретить в работах немецкого философа Людвига Фейербаха. Из биографии мыслителя узнаем, что он подвергал ярой критике идеализм, при этом приписывая противоположному течению — материализму — антропологический характер. Что это значит? Как соотносятся и взаимодополняют друг друга два понятия?
- Человек, по мнению Л. Фейербаха, рассматривается, как универсальный предмет. Антропологический поворот в философии постепенно набирал обороты еще со времен Ренессанса. В антропологическом материализме человек рассматривается, как высший предмет.
- Соотношение бытия и мышления – это вопрос способности мыслить человека, его сущности. Фокусируясь на человеке, как исходном понятии, получаем соотношение мышления и бытия. По мнению Л. Фейербаха, вся философия должна иметь антропоцентрический характер.
- Как объединяется мышление и природа? Человек — органичная часть природы. Мышление, которое присуще разумному индивиду, есть следствие физиологической и биологической деятельности.
- Социальное устройство — это отражение сущности человека. Многообразие пониманий жизни, которые мы можем видеть в общественных проявлений, образуются благодаря чувственной жизни человека — соотношений его ума и сердца.
В чем суть учения антропологического материализма?
В основе антропологии Л. Фейербаха заложено материалистическое учение, базирующееся на понятиях о природе.
“Природа — это единственная реальность. Человек — продукт природы.”
Как и все материалисты, Л. Фейербах считал, что природа вечная, неизменная. То, что возникает и меняется — отдельные ее проявления, но не глубинная суть. Несмотря на материалистичность в основе философских рассуждений Л. Фейербаха, именно человек — центр его методологических поисков. Материализм (чит. природа) породил прекрасное творение — человека, который, в свою очередь, окружил себя науками, искусством, религией, философией, политикой и прочими творениям, как результатами взаимодействия бытия и природы — биологического и ментального.
На основе антологического материализма разработаны учения о системных соотношениях мышления, общества и природы. Нами было рассмотрены три понятия через призму материализма антропологического — природа, общества и, как производное, человека, — но в чем особенность мышления человека с точки зрения рассматриваемого термина?
Мышление и антропологический материализм Л. Фейербаха
Мышление, как когнитивный стимул развития человека, по мнению Л. Фейербаха берет свое начало в ощущениях. Философ продолжает ветвь материалистического сенсуализма. Начало познания не в выдающихся умственных способностях человека, а в его чувственной природе. Выше было описано влияние двух центров — ума и сердца – в общественном устройстве, поэтому источник познания, согласно взглядам Л. Фейребаха, заключается в ощущениях. Они движут человеком. Ощущения не чужды материальности — они есть порождение биологического в человеке, поэтому так органично вписываются в мерологию антропологического материализма.