Биография Эразма Роттердамского
Выдающийся гуманист и философ эпохи Возрождения, Эразм Роттердамский, друг Томаса Мора, ученый, вышедший из академии платоников, родился 28 ноября 1466 года. Отцом Эразма был священник, а мать — его служанка, поэтому философ был незаконнорожденным ребенком. Он долго испытывал ограничения в обществе в связи со своим происхождением и только в 1506 году Папа Юлий II второй освободил его специальной грамотой.
В 1485 году Эразм Роттердамский уехал в Гауду, к отцу. Мать ранее умерла от чумы в городе Девентер, в котором они жили. В 1487 году после смерти отца, был передан опекунам, которые желали видеть мальчика послушником монастыря. В этом же году подался в обитель Стейн, которая принадлежала к орденку августинских каноников, а позже и сам принял постриг в монахи.
В 1495 году начал изучать богословие в Париже и там же оставался студентом до 1499 года. Последующие годы были заняты поисками добродетелей, которые бы помогли увековечить работы Эразма Роттердамского, как светила богословия и словесности.
Осенью 1498 года нашелся меценат, Ульям Блаунт, четвертый лорд Маунтджой, который в мае 1499 года перевез ученого в Лондон. До 1506 года периодически пребывал в Лондоне и Париже, где издавал свои философские произведения.
Умер философ 12 июля 1536 года в доме сына Иоганна Фробена. Похоронен в кафедральном соборе Базеля.
Философские взгляды Эразма Роттердамского
Эразм Роттердамский был не только богословом в теории, он еще отстаивал веротерпимость на практике, в полемике, которая восходила к вопросам о Реформации. Основным, увековечившим его, произведением была «Похвала глупости». Она была написала 21 апреля 1509 года, благодаря покровительству его старого друга, лорда Маунтджоя. Написано произведение было всего за 1 неделю.
Эразм Роттердамский в своих философских взглядах выступал против аристотелевско-схоластической конструкции, доминировавшей в те годы. Чем была философия для Эразма Роттердамского? Философия для богослова была не просто наукой, а мудростью в понимании жизни. Особенно он выделял практическое благоразумие в аспекте христианской жизни.
Великая религиозная реформа Эразма Роттердамского
Реформацией в богословии Эразма Роттердамский считал снятие с себя навязывание церковного авторитета. Ему было свойственно оспаривание схоластиков, которые сами усложняют простоту евангельской истины. Дух этой философско-богословской концепции проявляется четко в «Похвале глупости».
В чем заключался гуманизм в философии Эразма Роттердамского? Гуманистические идеи философ поставил на службу реформе, однако без отрыва от католической традиции церкви. В сборнике «Разговоры запросто» он оставил свое знаменитое наследие — парафразы (развернутые пересказы-толкования) из книг Нового Завета. К концу своей жизни Эразм Роттердамский создал много произведений.
Роботы Эразма Роттердамского:
- «О раннем и достойном воспитании детей» (1529 год);
- «Изъяснение псалма XXII»;
- «Рассуждения насчет войны с турками»;
- «О приличии детских нравов» (1530 год);
- «Истолкование Символа веры»;
- «О возлюбленном согласии в Церкви» (1533 год);
- «О приготовлениях к смерти» (1534 год);
- «Экклезиаст, или Евангельский проповедник» (1535 год);