Вольтер (настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ) — великий французский писатель и философ эпохи Просвещения. Его знаменита повесть «Кандид» раскрывает проблемы феодального общества. Вольтер тонко подошел к данным проблемам, поэтому чтение произведения не ввернет чтеца в скуку.
В центре произведения молодой человек, Кандид, с открытой душой относящийся к миру и событиям в нем, встречает на своем пути много нестандартных, даже в некоторой степени странных приключений, которые постоянно открывают в его голове новое видение мира, меняют его личность и характер, однако, он изо всех сил старается не изменить душевным порывам и интеллектуальной основе, которую в него старался заложить его учитель, великий философ, Панглос.
Как Вольтер рассматривал проблемы судьбы и воспитания?
Проблемы судьбы и воспитания в произведении рассматриваются не со стороны исторического течения обстоятельств и точно не национального или идеологического. Вольтер старается охватить максимальное количество социальных, бытовых и культурных проблем, вводя героев в новые ситуации.
Проблема воспитания у Вольтера в произведении «Кандид» рассматривается следующим образом. Молодой человек, Кандид, с молодых лет руководствовался доброчестивыми качествами, а все благодаря тому, что от природы был не лишен смирного нрава. По описанию из произведения следуют привести такую цитату: «Его физиономия соответствовала простоте его души». То есть, будучи простым, добродушным человеком, без негативных сторон своего характера, Кандид также простодушно относился и к окружающему миру.
Его учитель Панглос поддерживал в юноше такой взгляд на жизнь, поэтому, когда тот столкнулся с коварством, жестокостью и миром полным зла, крупицы его воспитания не смогли помочь Кандиду провернуть ситуацию в соответствии с его представлениями. Все же, по рассуждению Вольтера в этом произведении, можно понять, что, как бы индивид не был добропочтителен и смирен, общество диктует, даже требует вступления в совершенно другие правила игры.
Один из важных моментов, которые можно почерпнуть из наставлений Панглоса (учителя Кандида), так это то, что к жизни и его неожиданным поворотам следует относится крайне оптимистично. Удары судьбы, как показала практика, для Кандида обернулись подарками. Из этого выплывает следующая проблема в произведении Вольтера — проблема судьбы.
Вольтер рассматривает проблему судьбы человека на примере своего героя Кандида — человека, который не властен над своей судьбой. Кандида нельзя назвать баловня судьбы, однако ему везет, чего бы, бесспорно, пожелали многие. Да, ему изначально дали неправильное воспитание, неверно скорректировали имеющийся исходный материал, однако, возможно, эта слепая убежденность в правдивости и правильности мира в некотором роде помогла Кандиду.
Судьба забрасывала Кандида и на поле битвы, и подставляла, и заставляла убивать, прогибаться, хитрить, выживать. Он терял близких, возлюбленных, друзей, однако, жизнь награждала его вновь и вновь, даже встречами с потерянным, отчего герой благодарил небо и все был уверен в своей удаче. Основная проблема судьбы и воспитания у Вольтера построена на язвительной характеристике общества, которому противопоставлялись утопичные взгляды юного героя. Утопичность не позволяла ему предпринимать никаких реальных или весомых действий на пути преображения реалий, поэтому общество будет всегда оставаться таким, какое оно есть, а наивные Кандиды — переживать то, что пережил главный герой повести Вольтера.