Основной целью древнекитайского учения конфуцианства является достижение особого состояния духа — состояния «благородного мужа».
Это состояние достигается путем тренировки в себе высочайших нравственных качеств личности. Достичь состояния благородного мужа может только человек, обладающий такими навыками, как гуманность, человеколюбие и справедливость. Главное правило конфуцианства заключается в том, чтобы делать для людей то, чего желаешь самому себе.
Все эти качества основываются на трех чертах личности: мудрость, смелость, человеколюбие.
Человек, идущий по пути конфуцианства должен почтительно относиться к своим родителям в частности и своим «духовным родственникам» в более глобальном смысле, ведь Конфуций не раз говорил — страна является одной большой семьей. Это и означает любовь и доброе отношение ко всем людям.
Учение Конфуция также основано на сильном культурном воспитании, в частности на строгих правилах этикета и поведения в обществе. Благородный муж должен быть примером для других и почтительно обращаться с женщинами.
Человек в разрезе конфуцианской философии
Человек в конфуцианском мире считается частью общества, а не отдельной единицей мироздания. Жизнь отдельного члена общества должна гармонировать с жизнью всего общества в целом. Когда человек познает методы гармоничного существования в обществе, ему становятся доступны способы гармоничного сосуществования с миром и природой.
Конфуций выработал для своего учения ряд правил, основой для которых послужили древние традиционные правила китайских общин.
В своде конфуцианских правил жизни упомянуты все аспекты жизни, начиная от отдыха в свободную минуту и до ритуалов поклонения и памяти предков. При этом, каждое жизненное правило описано очень конкретно, дабы исключить даже малейшее отступление ученика от норм.
Только выполняя все правила, человек мог показать миру свое желание стать образцом. По сути, правила описывают эталон идеального, духовно и культурно развитого человека.
Основные идеи конфуцианства кратко сводятся к пяти главным чертам, которыми должен был обладать каждый человек:
— Истинное отношение — Благородный муж должен существовать в гармонии с другими людьми. Часто знатоки философии определяют истинное отношение, как высокую самодисциплину и самоконтроль.
— Истинное поведение — Идеальный член общества знает все нормы этикета и применяет их ежедневно в своей жизни. Он знаком со всеми необходимыми традициями и правилами, касающимися уважения и почитания своих предков. Истинное поведение не имеет смысла, если человек не владеет истинным отношением.
— Истинное знание — Каждый достойный человек имеет высокое образование. Он знаком с творчеством классических китайских поэтов и композиторов, помнит всю историю своей страны и разбирается в юридических нормах жизни.
Конфуций утверждал, что знания, которые не применяются в жизни — бесполезный груз. Поэтому для воспитания истинного знания необходимо развивать и предыдущие две черты характера.
— Истинное состояние духа. Человек всегда должен оставаться верным себе и своим идеалам, а также быть справедливым по отношению к другим людям. Все его поступки и действия направлены на улучшение жизни общества.
— Истинное постоянство. Развив в себе все ранее упомянутые черты, человек не имеет права отступать назад. В этом и заключается пятая особенность характера — постоянство.
Отношения в конфуцианском мире
Конфуций выделял в своей философии пять основных типов взаимоотношений между людьми, которые плотно взаимосвязаны между собой:
- Почтение между детьми и родителями;
- Доброе и благожелательное отношение между детьми: старшие мягко наставляют младших, младшие благодарно помогают старшим;
- Уважительное отношение мужа к своей жене и почитание женой своего мужа;
- Доброта в отношениях молодых людей к более зрелым членам общества и благосклонное наставничество старших над младшими;
- Уважительное отношение правителей к своим подчиненным и почитание подчиненными своего правителя.
Такой подход способствовал установлению уже упомянутого человеколюбия у каждого члена общества, независимо от занимаемого социального положения или возраста.
Издревле в Китае почитание предков считается обязанностью каждого гражданина. Это настоящий культ предков. И именно он лежит в основе каждого из перечисленных типов взаимоотношений.
Социальное равенство в конфуцианском обществе
Конфуцианские правила поведения, упомянутые ранее, включают в себя и нормы социального взаимодействия.
Данные нормы заключаются в том, что каждый должен заниматься своим делом. Не должно рыбаку управлять государством, а правителю империи — ловить рыбу.
И здесь действует уже известный нам принцип уважительного отношения между родителями и детьми. Именно в нем заложены кратко идеи конфуцианства Родители являются в данном случае наставниками, чье мнение равноценно закону. Их задача — указать молодому человеку на его место в обществе и следить, чтобы он выполнял свои функции качественно.