Карл Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом создали систему марксисткой философии в середине 19-го века. Философия Карла Маркса базировалась на политэкономических исследованиях, социальных и культурных проблемах, которые вылились в такое философское течение, как научный коммунизм, а также на этической проблематике.
Философия Карла Маркса носит материалистический характер. Не обошлось без дополнений, поэтому философию, которую основал Карл Маркс в течении материализма, принято считать материалистическо-диалектического. Кроме того, Карл Маркс ввел ряд нововведений: исторический материализм — никто до него не изучал прогрессию материалистической культуры (проявляется она в смене формаций) — но рассматривается он только, как часть диалектического материализма, а не отдельно функционирующие философские взгляды.
Суть философии Маркса заключалась социальной стратификации общества. Согласно его учению, люди, вступающие в общение, образуют определенные классы, или группы, по интересам — производственные отношения. производственные отношения могут выявляться как между служащими из одного ранга, так и в критерии подчиненный-начальник. В этом плане характеристикой подчиненного или рабочего выступает его труд. Карл Маркс ввел понятие отчуждение труда, что означает — результат работы человека не достается ему, он разъединён с продуктом своего труда, а значит отчужден от труда.
Существующие производственные отношения порождают экономику общества. Экономика является базисом для общественной структуры, то есть для институтов общества, порождаемых ими общественных отношений. Именно эти институты и общественные отношения называются понятием «надстройки» в философии Карла Маркса. Базис и надстройка поддаются взаимному влиянию друг друга.
Общественно-эконмические формации, о которых мы уже упоминали, задевая тему исторического материализма, формируются в зависимости от типа производственных отношениях и производственных сил. Например, первобытный уровень характеризовался незначительным развитием орудий труда, а социальная структура была на этапе своего зарождения.
Чем больше производственные ресурсы подвергаются развитию, чем совершеннее они стают, тем больше видоизменяются и производственные отношения, а значит базис, который является основой надстройки, начинает видоизменять последнюю. То есть, чем развитие труд, тем более развито общество со всеми его классовыми отличиями, социальными взаимоотношениями, общественными институтами.
Из философии Карла Маркса логичным выводом является то, что чем более развит уровень экономики, тем более развито материальное общество. Именно производственные отношения регулируют курс развития общества, ведь являются связующим элементом экономики. Кроме того, что они определяют курс развития общества, они еще и являются его движущей силой, то есть постоянно подталкивают ход истории вперед, заставляют видоизменяться общество.
С помощью труда преобразовывается и сам человек. Он развивается, поэтому практика настолько ценна и полезна в качестве движущей силы. Отчуждение труда, которое происходит сплошь и рядом, необходимо преодолеть, по мнению Карла Маркса, тогда человек не будет чувствовать себя потерянным, неполноценным. Труд принадлежит человеку, который его создал, а не тем конгломератам, которые забирают и поглощают результат труда простого рабочего. Развитие человека в рамках философских воззрений Карла Маркса является диалектическим: на единстве противоположностей, перехода от количества в качество (труд) строится и развивается понятие человека и, как следствие, производственных отношений, а значит и всего базиса, который влияет на надстройку.