Конфуций — древнекитайский философ, учредитель отдельной школы философии — Конфуцианства в Древнем Китае.
В свое время школа Конфуцианства занимала основополагающую позицию в учениях Древнего Китая. На ее принципах строилось познание и определение роли государства, цель жизни общества и места человека в нем, его жизненное предназначение.
Конфуций рассматривал несколько истин, которые, по его мнению, должны быть характеристикой истинного человека — того, кто встал на праведный путь.
Праведный человек обладает:
- — жень — гуманностью и милосердием.
- — и — справедливостью.
- — чжи — здравым смыслом, логичностью, умом.
- — ли — следует традициям, ритуалам
- — синь — искренен и неподкупен.
Правитель, который ведет народ и отвечает за будущее государства, должен обладать всеми этими благодетелями и безукоризненно следовать им, как культурному наследию Древнего Китая, тем самым показывая весомый пример своим поданным.
Традиции и ритуалы много значили для Древнего Китая во времена школы Конфуцианства. По мнению этого философа, семья — это высшая ценность и самый большой уровень почитания из всего, что окружает человека. Государство, как и семья, должно быт патриархальным, подобно тому, как мы слушаемся отца в семье, также мы должны быть послушны перед императором, который следует законам Неба. По мнению Конфуция, правление императора — это выбор неба.
Конфуций считал, что хороший правитель должен за свою недолгую жизнь успеть сделать все возможное, чтобы государство и его подданные жили в мире, гармонии и преуспевали. Как вам известно, на востоке ценностью всегда была семья, особенно старшее поколение, чьим предписанием следовали, чьи традиции безукоризненно выполнялись и к чьему опыту, мнению прислушивались. Конфуций считал, что долголетие — это благословение небес. Император, который длительное время в гармонии может направлять свой народ — действительно сын Неба. В Китае длительное время сохранялась традиция селить в свой дом родителей и старшее поколение. За стариками всегда присматривали, обходительно к ним относились. Они, по сути, были живым воплощением традиции, которой нужно следовать. Подобно тому, как на древних сваях предписывалась положенное поведение гражданина, так старшее поколение являлось носителем древности в себе, теми, кто может пережать учение будущим поколениям, без колебания желающим принять с мудрых рук это знание.
Школа Конфуция была одной из самых мощных школ в Древнем Китае, на ряду с учением Лао-Цзы (даосизм) и легизмом Шин-Яна. Легизм противостоял конфуцианству, выступая против родовой передачи власти, наследования традиций. Традиции сменялись жесткими законами и правилами, зато плюсом этой школы Древнего Китая было то, что человек может себя проявить, подымаясь по карьерной лестнице — больше не было нужды молчаливо склоняться перед выбором Неба или семейной традиции, но можно было строить свою судьбу самостоятельно, лишь не противореча законам, которые сложились для урегулирования взаимодействия людей в обществе.