Буддисты утверждают, что мудрость проста. Она не является ни знанием, ни силой, но характеризуется состоянием гармоничного пребывания в настоящем мгновении, здесь и сейчас. Мудрость дает понимание того, что нечего приобретать, равно как и терять. Мудрец, внимательный к течению жизни, свободен от каких бы то ни было заблуждений; он живет, неуклонно следуя четырем благородным истинам.
Вслед за мудростью приходит счастье, которое превыше любых знаний и силы. Оно не чувствительно к переменам психических и физических состояний, так как является счастьем внутреннего мира, занимающего более высокую ступень, чем рождение и смерть.
Пять Будда-Мудростей
Буддами Высшей мудрости называют пять Будд, символизирующих собой в тибетском буддизме пять атрибутов, присущих высшей мудрости Ади-Будды, или Будды изначального. Это одно из основополагающих учений в Ваджраяне, которое говорит о мудрости; оно входит в тантрическую систему северного буддизма.
В соответствии с учением, существует пять присущих разуму Будды видов знания, первые четыре из которых называют «четырьмя исконными мудростями»:
Мудрость, подобная зеркалу — это знание, согласно которому окружающий мир следует воспринимать подобно зеркалу, отражение которого лишено двойственности. Она является способностью просветленного ума наблюдать собственные проявления с кристальной ясностью — подобно зеркальной поверхности, отражающей предметы.
Равностная мудрость — знание о равенстве внимания, с которым человек должен относиться к себе, ближним и событиям окружающего мира.
Мудрость различения — знание о проведении анализа, исследований и выявлении различий в целостном образе.
Мудрость всесовершения — знание о выполнении необходимого.
Интуитивная, или всепроницающая мудрость — знание о правильном восприятии внешнего мира адептом, пребывающем в состоянии абсолютной чистоты; постижение действительной природы реального мира и его законов (Дхармы).
Ваджраяна гласит, что для непросветленных, стремящихся к Просветлению, в качестве источников мудрости выступают мешающие чувства.
Эмоции, которые мешают
Мудрость Будды не имеет границ. Ваджраяна дает ей характеристику посредством пяти атрибутов, которые соответствуют изменению опыта обычного человека. Каждое из пяти основных мешающих чувств может быть трансформировано в определенный атрибут мудрости Просветления.
Так, например, гнев способен трансформироваться в Мудрость, подобную зеркалу, основная характеристика которой — ясность знаний всех явлений, как в зеркальном отражении.
Исключающая гордыня, ставящая свое эго превыше остальных, может стать Равностной мудростью, осознающей равенство «себя» и «прочих», тождество Нирваны и сансары.
Зависимость, привязанность и желание, обнаруживая свою истинную природу, способны измениться в Различающую мудрость — когда проявляется видение вещей единым целым, вместе с тем замечая множество подробностей и нюансов.
Чувства ревности и зависти трансформируются в Всесовершающую мудрость.
Результатом трансформации запутанности и неведения бывает всеобъемлющая Интуитивная мудрость, пребывающая вне каких-либо описаний, умозаключений и категорий.
Эти пять мудростей Просветления являются базовой основой учения Алмазного Пути, или, как его еще называют, буддизма Ваджраяны, где акцент сделан на том, что сущностью любых негативных эмоций является изначальная Мудрость.
Пути достижения мудрости
Два различных пути — стремление достичь Просветления и простое пребывание «здесь и сейчас» — оба приводят в одну точку. Оба пути, представляя собой внешнюю оболочку, являются методами практики. Таким образом, справедливо утверждать, что мудрость происходит из сосредоточенности и прозрения, достигаемого медитацией. Однако вместе с тем верно и то, что мудрость является естественным состоянием сознания человека. Освобождаясь от желаний, привычек и отвлекающих внимание моментов — от всех объектов, которые нас связывают — появляется мудрость.