Немецкий классический философ, Фридрих Ницше, рассматривал в своих мыслительных трудах общественно-политические, религиозные, культурные, моральные процессы, благодаря чему возникло новое направление — Философия жизни. До сих пор труды Ф. Ницше вызывают разногласия, восхищения и неопределенность. Что такое философия, по мнению философа, какова ее задача?
Какова задача философии будущего по Ф. Ницше
Философию Ф. Ницше часто ассоциируют с трудом «Так говорил Заратустра», в котором мыслитель рассматривает вопрос сверхчеловека. Как известно, данная позиция стала одной из идеологических вдохновений в активизации нацистского движения. Свое обучение философии Ф. Ницше начал в Боннском университете в 1892 году. Его интересовали теология и филология. По данным биографов, на смену пылкому интересу, пришло стремительное разочарование. Однако, судьба направила Ф. Ницше по философской стезе — в 24 года он получил должность профессора классической филологии в Базельском университете.
Первым движением в сторону Философии жизни можно считать работу «Человеческое, слишком человеческое», хоть она и была, по мнению Р. Вагнера, известного композитора и в былом близкого друга, «свидетельством болезни ее автора». С Р. Вагнером они познакомились в 1868 году и сошлись на почве общих воззрений к искусству Древней Греции, произведшей на них впечатление философии Шопенгауэра, а также весьма дерзких идей по перестройке мира, возрождения духа нации.
Философию Ф. Ницше, в целом, можно считать сочетанием высоких помыслов и упадочного состояния автора. В своих работах философ пытается развенчать истину, как единство мироустройства, а также рациональность обоснования поступков — философия Ф. Ницше уходит в метафизику, благодаря «бытию становления», которое, по мнению автора, отделяет обычного человека, винтика серой массы, от сверхчеловека. По мнению философа, должное внимание следует отдавать ценностям.
Ценности философии будущего:
- Здоровье — укрепляет жизнь. Здоровые люди прославляют свое существование;
- Раскрытие смысла — онтология жизни. Выход за пределы рационального обоснования;
- Переоценка ценностей — смерть «Бога», как догмата моральных ценностей;
В работе «Философия в трагическую эпоху» Ф. Ницше детальнее остановился на задаче философии будущего. «Всякие философские системы только своим основателям кажутся неопровержимой истиной, а для других они представляются сплошной ошибкой — многие люди отвергают философа, раз его цель не такая же». Роковая ошибка философских систем в избыточном содержании «Я» или субъективного (в философии Ф. Ницше также происходит нивеляция влияния субъективного, его величины). В духе эллинской философии, Ф. Ницше предлагает отделить благородную («достойную, неоспоримую») часть личности, что достойно сохранения в истории. Это и есть попытки создать новое восприятие красоты (Аполлонский и Диониский тип культуры по Ф. Ницше), «воспроизвести многозвучие эллинской души». Задача философии Ф. Ницше, философии будущего в том, чтобы ярко осветить то, что для нас всегда было и будет вечно, а, значит дорого и мило, и чего поздние открытия не могут лишить — создания великого человека. По мнению, Ф. Ницше, задача будущей философии в сохранении старых ценностей и активизации их на новый лад для создания Великого человека.