Греческая Афина и римская Минерва — различия и общие черты. Мифы Древней Греции: Афина. Читайте в сегодняшней статье о появлении на свет Афины в древнегреческих мифах. Кто такая Афина?
Мифы Древней Греции: Афина
Афина — богиня военной стратегии, мудрости и ремесел в древнегреческой мифологии, дочь Зевса. Рождение Афины — уникальное явление для всего пантеона древнегреческих богов. Богиня родилась из мысли Зевса. Зевс — древнегреческий верховный бог плодородия, бог-громовержец, возглавляющий пантеон богов, отличается плодовитостью и любвеобилием. Почти что все дети Зевса порождены через прямое зачатие. Мифами древнего рождения Афины пронизана «Теогония» Гесиода: Зевс проглотил первую жену — Метиду или Премудрость, — которая на тот момент была беременна. Почувствовал сильную боль в голове, просил помощи у Прометея — по исследованиям религиоведа Мирча Элиаде, бога-трикстера. Последний ударом топора по голове извлек Афину. Более поздние мифы, иллюстрированные древнегреческими поэтами и историками, воспевают появление Афины из бороды Зевса. Стесихор (2 пол. 7 в. до н. э.) приписывает место рождения Афины из бороды Зевса на поле боя, из-за чего богиня считается не только покровительницей мудрости, но и правильного военного дела, в отличии от неудержимого, мстительного и жестокого бога войны Ареса.
Разные версии рождения Афины
Историк А. Лосев в «Мифологии греков и римлян» ссылается на аттическую традицию, возникшую в Афинах, в Древней Греции, согласно которой богиня Афина — это дочь Геллении и Зевса. По более ранним предписаниям матерью Афины была океанида Метида, а отцом по-прежнему остается Зевс. Мирча Элиаде, рассматривая видоизменения сакральности и функциональности божеств неба в «Очерках сравнительного религиоведения» подкрепляет последнюю версию появления Афины из пены морской, расширяя информацией о конце плодовитости Зевса — после оскобления семя Зевса попало в море и из кровавой пены появилась мудрая и воинственная девственница Афина. В «Истории веры и религиозных идей» первого тома Мирча Элиаде ссылается на «Теогонию» Гесиода: «Афина — единственная из олимпийцев, не имеющая матери. В гомеровском гимне (5 строка) Зевс породил ее из собственной головы, проглотив свою беременную супругу».
Миф Древней Греции об Афине:
«У Зевса разболелась голова. Он просит помощи у мастеровитого Гефеста, чтобы раскроить череп и посмотреть, что происходит внутри. Гефест с помощью топора, помня о том, что Зевс бессмертен, выполняет просьбу. Из черепа вдруг выходит могучая дочь своего могучего отца — Афина — в расцвете сил, одеждах и доспехах. На голове со светлыми кудрями красуется шлем с изображением сфинкса — символа божественного разума. Над забралом шлема — 8 коней, мчащихся в разные стороны, что означает мысли ее также быстры, как кони. Грудь украшена эгидой — панцирем, защищающим тело от стрел Эрота. В руках копье и щит с изображением битвы людей (ред. Скорее всего «мужей») с женщинами-воительницами — амазонками, а также битвы богов и титанов. Так родилась справедливая, но мудрая богиня Афина, которую римляне звали Минервой».
Афина, Минерва — «Вышедшая из моря»
Афина считалась покровительницей женских искусств, ремесел, а также укротительницей лошадей, повелительницей правильной войны. Большинство божеств древнегреческого пантеона постепенно меняли свои функции в социально-религиозных представлениях населения, в зависимости от потребностей в конкретный период. Афина выказывает свой сакральный характер через занятия, связанные с техническими расчетами и высокой интеллектуальностью, при этом подкрепленных духовной стойкостью, логичностью, созиданием, чем противостоит своему вечному врагу, богу войны и крови, Аресу.
Богиня Минерва (с итал. «отмеряющая») — версия древнегреческой богини, но уже в римской мифологии. Минерва перебирает на себя сакральные функции богини мудрости, воинственности. В Риме Минерва была попечительницей гладиаторских боев и в честь богини справлялись Квинкватрии – праздники в 20-х числах марта, которые были одновременно днями увеселения для ремесленников, художников, сапожников, ваятелей, полководцев.