Страх сцены вызван многими причинами, которые могут заключатся, как в личной неприязни человека, глубинных страхах и комплексах, которые вызваны в период становления человека в обществе, а также психологические предпосылки, которые передаются генетически.
Если мы рассматриваем страх публичных выступлений, который передается по наследству, то нужно прорабатывать такие моменты с невропатологом и психологом, поскольку только они смогут подойти с необходимой расстановкой и правильным подходом к вашей ситуации. А вот обретенную боязнь сцены можно самостоятельно искоренить. Что может служить причиной резкой смены курса и появлению боязни выступать публично? Во-первых, это страх оценки. Мы боимся (опять же из-за сомнений в наших личных качествах), что люди не воспримут наши идеи, будут скептически относиться, да еще и к тому же показывать нам это, чем введут в ступор перед остальными людьми. Что нужно делать, чтобы не поддаться или же преодолеть такие трудности? Вы должны понимать, куда идете и что будете в том месте представлять. Если вы проанализируете потребности аудитории, их возрастные и статусные рамки, тогда поймете, каким путем двигаться и что выбирать, как говорить, на чем акцентировать внимания. К сожалению, мы не можем прийти в коллектив или выступать перед аудиторией и стараться перетянуть одеяло на себя — то, чего желает аудитория и будет критерием истинности. Если вы выступаете перед аудиторией, которая будет оценивать ваши достижения и ставить оценку, то, чтобы преодолеть ненужное волнение, потребуется хорошая подготовка изначально. Продумайте наперед, какие вопросы вам могут задать, исследуйте смежные сферы, на которые могут посылаться слушатели. Вы должны, как минимум, производить впечатление человека, осознанного и осведомленного, особенно, в своем вопросе.
Умейте красиво выйти из ситуации. Потные ладошки и учащённое дыхание — это не тот результат, которого мы ожидаем. Даже, если вы чего-то не знаете или не можете ответить на вопрос, сбились, ошиблись и прочее, знайте, что нужно сказать, чтобы снять свое напряжение и напряжение в аудитории (а оно появятся обязательно, если вы даете такой посыл вашим слушателям). Именно умение выйти из неблагоприятной для нас ситуации характеризует нас, как мудрого и стессоустойчевого человека.
Вызывайте позитивные ощущения у аудитории. Улыбнитесь, поздоровайтесь, разбавьте момент легкой шуткой, непринуждённо заметьте пару окружающих фактов. Когда вы покажете людям, что вы «одни из них», тогда вас таким и будут воспринимать, и вы будете вдвойне приятны окружающим вас людям. Будьте открыты и в своих телодвижениях. Невербальное общение (без слов) — один из главных элементов восприятия нас другими людьми. Когда вы волнуетесь, вы стараетесь закрыть себя руками, приобнять, отстраниться. Человек видит эту позу и уже понимает, или же неосознанно воспринимает, что что-то не так. Сразу появляется чувство дискомфорта и негативная реакция на того, от кого исходит это проявление. Вы начинаете обращать внимание на взгляд, мимику человека, разговоры и прочее, что еще больше выбивает вас из колеи. Кто-то же должен первым прерывать череду негативных посылов — пусть это будете вы.
Дышите. Дышите правильно — вот залог вашего успокоения и преодоления стресса перед сценой. Дыхание отвечает за внутреннее состояние человека. Когда вы глубоко вдыхаете и выдыхаете затем, у вас возникает чувство спокойствия. Вы уже расслабляетесь. Когда же вы напряжены, дыхание задерживается само собой, становится прерывистым, что вызывает неблагоприятные сигналы.