Конфуций — историческая фигура, школа Конфуцианства
Конфуций — древнекитайский философ, представитель этико-философской школы Конфуцианства. Конфуцианство признается мировоззрением и общественной этикой, имеет ряд правил политической идеологии. В целом это и научная традиция, и образ жизни, которые до сих пор влияют на идеологическо-политические аспекты в азиатских странах (Японии, Китае, Кореи).
В Китае философия Конфуция получила название «школы ученых книжников» — эквивалентный термин западноевропейскому «конфуцианство». Возникло данное философское учение в период правлению Чуньцю, в 723 г. до н. э. — 481 г. до н. э.
В эпоху династии Хань учение Конфуция стало официальной государственной идеологией. Нормы и ценности конфуцианства приобрели общепризнанный характер. В императорский период Китая, конфуцианство превратилось в основную форму религии — принцип организации государства и общества. Он не менялся свыше 2 тыс. лет.
Главная проблема в философии Конфуция
В китайской философии к рассмотрению проблемы подходили через взаимоотношение между знанием и мудростью. Исследования китайских философов было направленно на формирования успешной модели государства. Западноевропейская традиция указывает на невозможности отделения философии от мудрости, постижения смысла и бытия.
Конфуций выделил строгую субординацию в обществе на основе общепринятых принципов. Данные принципы или категории конфуцианства приведены в книге «Лунь-юй».
Категории конфуцианства:
- Жэнь: человеколюбие.
- Ли: почтительность к старшим.
- И: долг.
- Дао: путь, истина, обычай, мораль, всеобъемлющая нравственность;
- Чжи: мудрость.
- Дэ: моральная справедливость, гуманность.
- Чжун: верность, преданность.
- Шунь: покорность.
- Хэ: гармония.
Концепция конфуцианства
Конфуцианство известно своим серединным принципом учения. Конфуций в своих размышлениях и учениях пытался выделиться принцип идеальной страны, на основе совмещения основных категорий. Общество, в то же время, было иерархично структурировано — каждый выполнял свою роль, а авторитет главы государства, подобно авторитету отца в семье, не обсуждался.
В философии конфуцианства рассматривались проблемы воспитания, подчинения и выполнения своего долго, проблемы правильного управления страной, законности традиции. Проблематика философии конфуцианства рассматривала принципиально новый идеал государственного управления — власть ученых (жу), мужей неба. В правители совмещались все добродетели, а государство в целом отождествлялось с обществом. Все социальные связи по совместительству межличностные, которые должны иметь основу семейной структуры, следование основным принципом.
Будущее конфуцианства
В 19 ст. китайская цивилизация переживала духовный кризис, связанный с колониальной политикой западных страх и общим культурным упадком населения. Конфуцианство, не желавшее быть отверженным обществом, синтезировало традиционную китайскую мысль и европейские философско-культурные взгляды. Это повлекло за собой формирование новых направлений в развитии китайской мысли:
- консервативная традиция;
- либеральное течение;
- радикально-марксистское;
- социально-политический;
- социально-культурологический идеализм;
Последнее течение стало современным переосмыслением конфуцианства и продолжило учения Конфуция в философских изыскания и проблематике в качестве неоконфуцианства.