Адам Смит, шотландский ученый, разработал весьма актуальную экономическую теорию, чем внес хорошую лепту в социологию, политологию, экономику и даже психологию и философию.
Изучал больше всего Адам Смит такие страны, как Англию, Францию и разрабатывал свою теорию сродни экономике подобных гигантов. Но не повсеместно экономическая теория А.Смита пришлась по вкусу — его неоднократно критиковали, причем такие представители, как земледельцы, чьи интересы, по их мнению, ущемлялись. Известными экономистами и философами, которые шли против экономической теории Смита были Мальтус и даже граф Лодердейл. В Испании книга Смита, в которой содержалась вся суть экономической теории философа, вообще была запрещена, причем церковью, чье мнение в 18 ст. еще прочно удерживалась в головах каждого человека от правителя до простого крестьянина.
Германия и ее философы также критиковали Адама Смита, однако, не сильно длительное время, поскольку одним из первых последовали его модели экономического развития. Дело в том, что критикам было за что зацепиться именно из-за противоречивых моментов в работе Адама Смита. Но как же философу достигать истины, не путаясь, теряясь в своих мыслях и заново находя верный путь?
Адам Смит прежде всего исследовал то, как обществе и человек может быть богатым. Его труд «Исследование о природе богатства народов и его причинах» написанный в 1776 году прямо-таки и гласит о поле исследований и предмете изучения этого философа. Смиту очень хотелось выделить успешную пропорцию развития общества таким образом, чтобы оно богатело.
Именно в труде Адам Смит видел возможность разбогатеть и приумножить благосостояние страны в целом. По его мнению, не деньги — это движущий ресурс экономики, а труд человека. Философ также считал, что технический прогресс был бы невозможен без лепты человека, но не умственной, не гениальной идеи, которая возникла в голове, а без лепты физического труда и что якобы вся история человечества тому доказательство, что мы постепенно шли к такому развитию, совершенствую своя понимание того, зачем нам вообще нужен труд.
Промышленность, по мнению Адама Смита, никоем образом не приумножит богатство страны, а спасение его в сельском хозяйстве. Земледельцем Адам Смит так не любит, потому что считал, что они имеют рычаги влияние на обширные общества, которые как бы находятся под ними, а это означает, что если что-то им не нравится, то оно просто не проходит дальше их линии демаркации, а значит никак не развивается и не движется дальше. Таким образом, земледельцы просто тормозят развитие общества, а не способствуют ему, а все, что по мнению Адама Смита, хочет затормозить развитие, не пригодно для существования в этом самом обществе, ведь прогресс есть прогресс — общество должно богатеть. Если какой-то путь развития принят истинным, но ему на пути стали какие-то преграды, даже в виде интересов других, эти преграды должны быть отвергнуты, откинуты, иначе экономика не будет преумножать. Таким образом экономическая теория Адама Смита выдвинула на рассмотрение и изучение новое понятие «невидимая рука», что повлияло на изучение дальнейшего возникшего такого понятия, как теневая экономика и тех, кто ею управляют.